Эксклюзив
15 марта 2010
9175

Алексей Подберезкин: Креативный класс и инновационное развитие

`духовность и креативность делают человека реальной силой, наиболее значимой составляющей не только социума, но и вселенной`

В.А.Петровский


`проявившаяся неподготовленность к мировому кризису, оказавшемуся почти неожиданной катастрофой для властных и экономических элит, отчетливо продемонстрировала, что мы недостаточно знаем, как устроен и функционирует современный мир…`[1]

Ан.Торкунов

В этом томе рассмотрены лишь некоторые, но, на мой взгляд, самые важные вопросы, связанные с решением задач опережающего развития российского общества, экономики и государства. Как мне кажется, – и это следует из самого названия 4-го тома, – эти задачи необходимо решить прежде всего с помощью социальных методов, направленных на сознательное развитие творческого потенциала нации – как важнейшего ресурса общественного и экономического развития. Термин `креативность` (от англ.create – создавать) в данном случае абсолютный синоним термину `творчество` с той лишь небольшой разницей, что этот термин сегодня чаще используется в западной литературе, хотя в действительности креативность больше свидетельствует об уровне творческой одаренности, т.е. в какой-то мере о количественном показателе. 

Важно, что творческие способности (креативность в той или иной степени) присущи всем индивидуумам[2], но они теряются по мере развития личности, т.е. если общество и государство изначально создает благоприятные условия для творчества, то такие потери могут быть сведены к минимуму. Более того, при благоприятных условиях творческий потенциал индивида и нации в целом может неограниченно расти, требуя для этого минимум ресурсов. 

Как пишет в своей книге наиболее известный специалист в этой области Р.Флорида, `Ядро креативного класса составляют люди, занятые в научной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечений, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания. Помимо ядра, креативный класс включает также обширную группу креативных специалистов, работающих в бизнесе и финансах, праве, здравоохранении и смежных областях деятельности. Эти люди занимаются решением сложных задач, для чего требуется значительная независимость мышления и высокий уровень образования и человеческого капитала. Далее, все представители творческого класса – будь то художники или инженеры, музыканты или специалисты по вычислительной технике, писатели или предприниматели – разделяют общий творческий этос, для которого важны креативность, индивидуальные особенности и личные заслуги. Для тех, кто входит в креативный класс, все аспекты и все проявления креативности – технологические, культурные и экономические - взаимосвязаны и разделимы. 

Радикальное отличие между креативным и другими классами заключается в том, за что они получают свои деньги. Представителям рабочего и обслуживающего класса платят, главным образом, за выполнение работы согласно плану, тогда как креативный класс зарабатывает деньги проектируя и создавая что-то новое, и делает это с большей степенью автономии и гибкости, чем два другие класса`[3]. 

По его мнению, сегодня этот класс включает около 38,3 млн. американцев, что равняется приблизительно 30% рабочей силы США, а традиционный рабочий класс – 33 млн. человек или четверть рабочей силы (для России Р.Флорида креативный класс определяет в 13 млн. чел.).

Не менее важно понимать взаимосвязь между творчеством и интеллектом, которые иногда рассматриваются как два тождественных понятия, а иногда творческие возможности – как функцию интеллекта. Однако творческий потенциал (креативность) это прежде всего сумма личностных качеств, среди которых безусловно присутствует и интеллект. Это важно понимать для того, чтобы развитие творческого потенциала нации не сводилось исключительно к развитию его интеллектуальной, а тем более информационной составляющей: личные – духовные, нравственные, психологические, волевые и многие иные – качества составляют суть творческого потенциала личности.

Существует множество работ, посвященные как в целом творческому потенциалу, так и его разновидностям, а также различным способам и методам его развития. Но в данном томе о них речь не идёт. Задача сформулирована вполне узко: посмотреть каким образом творческий потенциал может помочь решить наиболее острые проблемы экономического, социального и политического развития России. Может быть способы их решения не всегда вполне адекватны этим задачам?

В конечном счете очень хочется понять, как говорит один из исследователей этой проблемы Олег Бахтияров, `насколь реален этот креативный мир? Возьмет ли в свои руки управление социокульными процессами `творческий класс`?[4].

  _______________

[1] Ан.Торкунов. Школа российской идентичности // Независимая газета? (См. история) // 2001.

[2] Согласно А.Маслоу, креативность изначально свойственна всем, но теряется под воздействием среды.

[3] Р.Флорида. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. Пер. с англ. – М.: `Классика XXI`. 2005, с. 90–91.

[4] О.Бахтияров. Заря диктатуры креативного класса // http:streteger.net

 

Алексей Подберезкин – профессор МГИМО

 15.03.2010

 www.mgimo.ru

 
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован