09 апреля 2012
2601

`Экологическая ниша` России....

Начало ХХI века характеризуется в основном двумя наиболее важными деструктивными тенденциями в развитии цивилизации: угрозой международной безопасности и деградацией окружающей природной среды. Темпы и масштабы этих процессов определяются, главным образом, системой политических подходов на государственном и наднациональном уровнях.

Безусловно, каждому государству присущ свой индивидуальный комплекс экологических характеристик, а каждому региону - специфический набор индивидуальных экологических проблем.

Экологические проблемы Российской Федерации в настоящее время достигли такой критической отметки, когда оценку состояния окружающей природной среды необходимо трактовать уже как угрозу национальной безопасности.

В настоящее время в стране в экологически неудовлетворительном состоянии находится до 35% территории, где проживает более 65% населения страны.
В концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию и проекте государственной стратегии устойчивого развития заложен ноосферный подход к формированию четырех основных функций государства - политической, экономической, экологической и социальной.

Академик В.И. Вернадский первым применил ноосферный принцип оценки экологической функции государства по обеспечению сохранения и развития окружающей природной среды.

Последователи В.И. Вернадского на основе теории биосферы сформулировали основные принципы эволюции биосферы в ноосферу и разработали новую ноосферную парадигму устойчивого развития цивилизации.

Научный прорыв ученых признали и политики. Президент Российской Федерации своим Указом N 440 от 1 апреля 1996 года утвердил Концепцию перехода к устойчивому развитию. В ней отражен биосферный принцип взаимоотношения общества и окружающей природной среды.
Это, безусловно, означает, что политика, экономика и технология должны учитывать экологическое состояние всех регионов страны.
Однако необходимо признать, что интересы политической и экономической конъюнктуры поставлены в настоящее время выше стратегических целей устойчивого развития страны. До сих пор в государственной стратегии и политике преобладает упрощенная антропогенная концепция отношения к окружающей природной среде и ее ресурсам.
Потребительское отношение к природным ресурсам, к деятельности и управлению регионами по иерархии приоритетов превратили страну в зону экологической опасности, под которой следует понимать вероятность разрушения окружающей природной среды в результате неконтролируемого воздействия со стороны человека. Обезличенный подход к региональному обустройству Российской Федерации преобладает сегодня и в политике.

Следует признать, что подобный подход сохраняется и в официально принятых мировым сообществом принципах: Декларации по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) Повестке дня ООН на XXI век и других программах. Он господствует на глобальном рынке природных ресурсов, превратив до трети территории планеты в регионы экологического бедствия.

Показательно, что за ХХ век количество потребляемых человеком природных ресурсов биосферы увеличилось до 10% и попутно разрушается примерно 30% первичной продукции. Следовательно, современная система хозяйствования, рассматривающая биосферу лишь как природный ресурс, обеспечивая всевозрастающие потребности человека. Поэтому необходимо менять принципы и стандарты отношения в политике и экономике, а также общественные критерии качества и оценки воздействия человека на окружающую природную среду.

В этой связи безопасность, как функцию ноосферного развития Российской Федерации, следует рассматривать с точки зрения сохранения биологического разнообразия и обеспечения функционирования естественных природных экосистем страны.
Безопасность концептуально является в политике наиболее значимой парадигмой, определяя внутреннюю и внешнюю политику государства, а также ноосферные функции качества окружающей среды. Эти функции становятся приоритетными и для международного сообщества, что в частности отмечалось на Пленарной сессии Генеральной Ассамблеи ООН посвященной проблемам сохранения окружающей среды и климата, состоявшейся в декабре 2009 года, получившей название "Рио+20".
С данной точки зрения, переход регионов на безопасное развитие состоит в сочетании политических и экологических принципов территориальной, природно-ресурсной, демографической и социальной безопасности.

Следовательно, охрана окружающей природной среды должна являться важнейшим приоритетом государственной экологической политики, под которой следует понимать направление деятельности государства, политической элиты, научного сообщества, бизнеса и гражданского общества по обеспечению устойчивого развития страны, а также совокупность способов и методов достижения поставленных Российской Федерацией целей и задач политическими методами на основе экологического анализа.

Статья профессора Александра Гусева в журнале "Observer" www.observer.nasled.ru/
viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован