28 июля 2015
5052

Еженедельный обзор законодательства 28 июля 2015

Обзор подготовлен юристами практик партнера Дмитрия Крупышева (dmitry.krupyshev@lecap.ru)

Федеральный закон от 13 июля 2015г. №212-ФЗ «О свободном порте Владивосток»

В Приморском крае создается особая зона, свободный порт Владивосток, на территории которой устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности.

Федеральный закон определяет правовой статус свободного порта Владивосток (далее также – «свободный порт»), порядок управления свободным портом, правовое положение его резидентов, меры государственной поддержки предпринимательской деятельности, применяемые на его территории, а также иные применяемые меры в целях создания благоприятной среды для привлечения инвестиций в объекты инфраструктуры свободного порта. В настоящем обзоре мы рассмотрим наиболее важные, на наш взгляд, положения Федерального закона. 1. Правовой статус свободного порта Владивосток. Под свободным портом Владивосток понимается часть территории Приморского края, на которой в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности.

Срок существования свободного порта составляет 70 лет и может быть продлен федеральным законом. Применение мер государственной поддержки предпринимательской деятельности на территории свободного порта может быть прекращено досрочно только на основании федерального закона при следующих условиях: • если это связано с необходимостью охраны жизни или здоровья граждан; • если это связано с необходимостью охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; • если это связано с необходимостью охраны окружающей среды; • если это связано с необходимостью обеспечения обороны страны и безопасности государства. Федеральный закон содержит перечень муниципальных образований Приморского края, отнесенных к свободному порту Владивосток.

Отмечается, что территории особых экономических зон, зон территориального развития или территорий опережающего социально-экономического развития не относятся к свободному порту Владивосток.

Федеральный закон содержит перечень муниципальных образований Приморского края, отнесенных к свободному порту Владивосток. Отмечается, что территории особых экономических зон, зон территориального развития или территорий опережающего социально-экономического развития не относятся к свободному порту Владивосток. 2. Управление свободным портом Владивосток. Федеральный закон определяет три органа управления свободным портом: • наблюдательный совет свободного порта; • уполномоченный федеральный орган; • общественный совет свободного порта. Наблюдательный совет свободного порта Владивосток Наблюдательный совет свободного порта Владивосток (далее – «Наблюдательный совет») является коллегиальным органом управления. Федеральный закон устанавливает перечень функций Наблюдательного совета, в числе которых: • мониторинг экономических процессов на территории свободного порта, а также рассмотрение и принятие мер, направленных на развитие Приморского края, улучшение инвестиционного и предпринимательского климата, соблюдение баланса интересов граждан, проживающих на территории свободного порта, и предпринимателей; • рассмотрение и принятие мер в целях недопущения, устранения избыточного или необоснованного вмешательства контрольных (надзорных) органов в деятельность резидентов свободного порта (включая внесение предложений о проведении в отношении должностных лиц служебных проверок и применении к ним мер дисциплинарного характера); • координацию деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам развития и функционирования свободного порта Владивосток; • установление критериев применительно к бизнес-планам потенциальных резидентов свободного порта. Федеральный закон также определяет перечень лиц, входящих в состав Наблюдательного совета, и закрепляет основные правила заседаний Наблюдательного совета. Состав Наблюдательного совета подлежит утверждению Правительством Российской Федерации.

Уполномоченный федеральный орган

Под уполномоченным федеральным органом понимается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ. Указанным федеральным органом исполнительной власти в настоящее время является Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвития России). Федеральный закон определяет перечень полномочий Минвостокразвития России применительно к деятельности свободного порта. В частности, Минвостокразвития России: • утверждает порядок ведения реестра резидентов свободного порта, состав сведений, содержащихся в указанном реестре, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в указанном реестре; • устанавливает требования к бизнес-планам потенциальных резидентов свободного порта; • осуществляет контроль за деятельностью управляющей компании; • ведет реестр резидентов свободного порта; • обеспечивает деятельность Наблюдательного совета. Полномочия по ведению реестра резидентов свободного порта Владивосток и по обеспечению деятельности Наблюдательного совета при этом могут быть переданы по соглашению управляющей компании (в смысле Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»). Общественный совет свободного порта Владивосток При уполномоченном федеральном органе может создаваться общественный совет свободного порта Владивосток (далее – «Общественный совет»), формируемый из представителей общественных организаций, общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, общественных объединений потребителей, научных организаций, экспертных организаций, а также физических лиц. Порядок созыва, ротации состава и проведения заседаний Общественного совета, порядок принятия им решений и порядок формирования рабочих групп при Общественном совете устанавливается положением, утверждаемым Наблюдательным советом.  

3. Правовое положение резидентов свободного порта Владивосток. Резидентами свободного порта могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), государственная регистрация которых осуществлена на территории свободного порта Владивосток. Федеральный закон определяет порядок и основания приобретения и прекращения лицом статуса резидента свободного порта Владивосток, связывая его с заключением соглашения об осуществлении определённой деятельности на территории свободного порта (при этом избранный вид деятельности на территории свободного порта не должен быть запрещён Наблюдательным советом) и с включением в реестр резидентов свободного порта. Для приобретения статуса резидента свободного порта заинтересованному лицу необходимо подать в управляющую компанию заявку, содержащую следующие сведения: • виды предпринимательской деятельности, которые планирует осуществлять заявитель на территории свободного порта; • адрес земельного участка или иного недвижимого имущества, где планируется осуществлять заявленную предпринимательскую деятельность, а также права на указанное имущество; • срок, на который предлагается заключить соглашение об осуществлении деятельности; • сведения о применении заявителем таможенной процедуры свободной таможенной зоны в случае, если заявитель планирует применять указанную процедуру, а также следующие приложения: • копии учредительных документов (для юридических лиц); • бизнес-план,требования к которому устанавливаются Минвостокразвития России; • копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; • надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица). 5 еженедельный обзор законодательства 28 июля 2015 LECAP Москва, ул. Воздвиженка, д. 9 Федеральный закон от 13 июля 2015г. №212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» Форма заявки устанавливается Минвостокразвития России. По результатам рассмотрения заявки управляющая компания принимает решение о возможности заключения соглашения об осуществлении деятельности или об отказе в заключении соглашения об осуществлении деятельности. Федеральный закон устанавливает закрытый перечень оснований для принятия управляющей компанией решения об отказе в заключении соглашения об осуществлении деятельности. Решение об отказе в заключении соглашения об осуществлении деятельности принимается, если имеются несоответствия представленной документации указанным выше требованиям либо если документация не предоставлена надлежащим образом, если заявитель не соответствует критериям отбора резидентов свободного порта, если заявитель находится в процедуре банкротства, реорганизации или ликвидации, либо если у заявителя имеется значительная непогашенная задолженность по обязательным платежам в бюджет (размер которой устанавливается Федеральным законом). Решение управляющей компании об отказе в заключении соглашения об осуществлении деятельности может быть обжаловано в Минвостокразвития России или в суд. Соглашение об осуществлении деятельности заключается на срок, указанный в заявке, и может предусматривать возможность продления такого срока. Срок действия данного соглашения не может превышать срок, на который создан свободный порт. В течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности резидент обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением, и осуществить инвестиции, в том числе капитальные вложения, в согласованных объемах и в установленные соглашением сроки. В случае, если резидент свободного порта осуществляет также деятельность, не предусмотренную соглашением об осуществлении деятельности, то к такой дополнительной деятельности не применяются меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом. Изменение или расторжение соглашения об осуществлении деятельности допускается по соглашению сторон с соблюдением установленных Федеральным законом процедур или решению суда. В случае прекращения действия соглашения об осуществлении деятельности лицо утрачивает статус резидента свободного порта. 6 еженедельный обзор законодательства

4. Меры государственной поддержки предпринимательской деятельности, применяемые на территории свободного порта Владивосток К мерам государственной поддержки предпринимательской деятельности, применяемым на территории свободного порта Федеральный закон относит: • предоставление резидентам свободного порта льгот по федеральным налогам; • установление пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; • применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории свободного порта. Федеральный закон также устанавливает особенности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территории свободного порта. Плановые проверки по отдельным видам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля проводятся органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля в виде совместных плановых проверок. Срок проведения плановой проверки составляет не более чем пятнадцать рабочих дней с даты начала ее проведения при этом в отношении одного резидента свободного порта, являющегося субъектом малого предпринимательства, общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать сорок часов для малого предприятия и десять часов для микропредприятия в год. При выявлении в ходе плановой проверки нарушений резидентом свободного порта законодательства Российской Федерации должностные лица органов государственного контроля (надзора) и органов муниципального контроля выдают резиденту свободного порта Владивосток предписание об устранении нарушений. Органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля вправе проводить внеплановую проверку резидента свободного порта по истечении двух месяцев с даты выдачи предписания об устранении нарушений. В случае, если для устранения нарушений требуется более чем два месяца, внеплановая проверка проводится в сроки, определенные предписанием об устранении нарушений, но не позднее чем в течение шести месяцев с даты вынесения такого предписания. При неисполнении резидентом свободного порта предписания об устранении нарушений до проведения внеплановой проверки соглашение об осуществлении деятельности может быть расторгнуто и статус резидента свободного порта может быть прекращен по решению суда на основании заявления Минвостокразвития России.

 5. Меры государственной поддержки предпринимательской деятельности в целях создания благоприятной среды для привлечения инвестиций в объекты инфраструктуры свободного порта Владивосток Федеральный закон устанавливает особенности осуществления градостроительной деятельности в связи с созданием территории свободного порта Владивосток. В частности, предусмотрено, что вопросы по проектам планировки территории, проектам межевания территории, по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, а также по получению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства решаются на публичных слушаниях. Кроме того, управляющая компания вправе представлять и защищать интересы обратившихся к ней резидентов свободного порта в суде, предъявлять иски по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, о защите прав и законных интересов неопределенного круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидентов свободного порта. Также установлено, что на портовом участке, на котором применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, может осуществляться специальная деятельность по оказанию услуг, связанных с хранением товаров, стоимость единицы товара которых превышает 500 000 рублей, включая предметы роскоши, произведения искусства, антиквариат, и совершением иных операций по предпродажной подготовке, включая демонстрацию таких товаров потенциальным покупателям, если указанная деятельность соответствует предмету и условиям соглашения об осуществлении деятельности, предусмотренным Федеральным законом. Федеральный закон вступает в силу 12 октября 2015 г. за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован