Эксклюзив
23 января 2014
4251

Россия, Петербург, Патриотизм

УДК 327? Посвящается ветеранам Великой Отечественной Войны

Валуев Антон Вадимович
Почетный доктор наук, профессор
Российская Академия естествознания
Российская Федерация, г. Санкт-Петербург

Аннотация

Цель данной статьи - обозначить авторское понимание патриотизма, основных проблем в его развитии, роли в общественно-политическом поле Санкт-Петербурга и современной России
Ключевые слова: Санкт-Петербург, Россия, патриотизм, Родина, Отечество, общество, политическое развитие, национальное самосознание, национальная идея
Сегодня о патриотизме говорят и спорят на разных уровнях, в разных контекстах и с разными целями. К сожалению, зачастую это благородное, высокое, нравственное понятие зачастую используется в мелких локальных целях, совершенно далеких от правильного понимания этого слова. Патриотизм (от латинского patria - Родина, Отечество) - для каждого человека и гражданина это не только факт кровной, родственной принадлежности к какому-либо конкретному месту (малая родина), нерушимая связь поколений, но и понимание своей роли в жизни, социуме, в стране и мире в целом.
О патриотизме в настоящее время назрела необходимость на высшем государственном уровне, в рамках отдельной политической линии, целью которой является активная работа с молодым поколением, перед которым, с одной стороны, теоретически, открываются широкие горизонты для самореализации, а с другой - многочисленные практические трудности, справиться с которыми в одностороннем порядке иногда в принципе невозможно. Именно поэтому молодежь пытается найти решение вместе со своими сверстниками, ищет единомышленников, создает свои сетевые группы и сообщества и, таким образом, автоматически оказывается вовлеченной в общественно-политическую жизнь современной, Новой России.
Автор этих строк родился 2 марта 1981 года, относит себя к молодому поколению, знает и понимает его актуальные проблемы. Первый личный опыт взаимодействия с молодежью, которая хотела как можно быстрее начать самостоятельную жизнь, все время посвящала образованию и была одержима поискам себя, автор получил в процессе обучения в Санкт -Петербургском государственном университете, который всегда отличался стремлением к равенству возможностей, прогрессивным идеям, свободе творчества, защите личности и демократии, широте кругозора. Здесь за одиннадцать лет сформировались взгляды автора на окружающую жизнь, интересы, политические убеждения и желание как можно дольше оставаться молодым. По нашему мнению, молодость - это постоянный поиск нового, интересного, увлекательного. Это постоянная тяга к знаниям и передаче знаний, которая становится естественной, жизненной потребностью. Знание должно жить активной жизнью, только в этом случае оно будет всегда востребовано и не окажется на обочине истории. Исходя из этого, автор решил посвятить жизнь научной деятельности и выбрал профессию преподавателя вуза. Это одна из тех профессий, которая имеет прямое отношение к молодежи. Учитель в школе и преподаватель в вузе - два человека, которые фактически оказывают большое влияние на формирование, становление и развитие личности у большинства молодежи. В общем и целом, два педагога формируют жизненные установки своих учеников и студентов. Знание передается из поколения в поколение, становится более мощным, совершенным, востребованным.
Фактически, между нами нет возрастного барьера, что позволяет спокойно понимать друг друга и обсуждать любые волнующие современного молодого человека темы. Контакты с молодежью позволяют не только постоянно поддерживать и развивать полученные знания, но и постоянно обновлять их. Развитие - в движении!
I. КУЛЬТУРА ПАТРИОТИЗМА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Патриотизм - прежде всего, понятие политическое, национальное, государственное.
Патриотизм - не частное явление, а сложная, ежедневная, осмысленная и коллективная работа - ради своего личного будущего и будущего нашего города и Новой России в целом.
Патриотизм - фундамент, опора общества и государства, его развитие - в интересах каждого здравомыслящего человека, гражданина и патриота - в одном лице и в масштабах нашей страны.
Патриотизм - в интересах каждого гражданина.
Патриотизм - прочная связь поколений, передача жизненного опыта, совместная работа над уроками жизни, помощь и живой пример для подражания в деле формирования личности.
Патриотизм - наша уникальная возможность быть не просто гражданином, а полноправной частью единого тысячелетнего исторического процесса, частью современной общественно-политической системы России.
Патриотизм - коллективная историческая память, состоящая из миллионов историй обычных людей и их семей.
Патриотизм - наша уникальная, главная, наднациональная цементирующая идея, основанная на уважении и защите своей истории, традиций и обычаев.
Патриотизм - надежное индивидуальное и национальное противоядие каждого человека и нашего общества в повседневной жизни, в мире, где существует огромное количество угроз и вызовов, среди которых явно выделяется глобальное стремление к девальвации и стиранию существующих границ, наций, культур, традиций.
Патриотизм - смысл жизни и жизнь со смыслом, во имя своей Родины, своих родных и близких, наших устоев и традиций.
Патриотизм - основа нашей культурно - национальной идентичности.
Патриотизм - это незаменимое, вневременное и мощнейшее ударное и защитное оружие от любых внутренних и внешних потрясений, кризисов, катаклизмов.
II. ПАТРИОТИЗМ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
1. Видимый разрыв между поколениями, спровоцированный национальным шоком от распада СССР и многочисленными социальными трудностями бытового характера, неизбежными спутниками переходного периода.
2. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества.
3. В условиях переходного периода особенно остро чувствуется расслоение общества, отсутствие понятной национальной идеи, резкое ослабление и нивелирование всех традиционных социальных институтов и базовых понятий (Родина, семья, честь, совесть, личные убеждения) [1].
4. Главная проблема современной России в сфере общественной жизни, по нашему мнению, - фрагментарность и атомарность, разрыв между прошлым и настоящим. Как следствие - торжество идеологически чуждых идей и установок - западного индивидуализма, капитализма, стремление к успеху любой ценой, иными словами, "культ золотого тельца".
5. Патриотизм и молодежная политика существуют по разные стороны барьера и не воспринимаются как единая общенациональная политика.
6. Проблема отторжения патриотизма на подсознательном уровне у современной молодежи - как чего-то чуждого, неинтересного, неважного и навязанного кем-то извне в непонятных целях. Отсюда часто слышатся такие недопустимые вопросы как "а зачем нам патриотизм?", "кто такие патриоты?" и т. д.
7. В значительной степени, верно утверждение о том, что молодежь аполитична и не интересуется прошлым нашей страны. Но это одна сторона вопроса. Вторая заключается в том, что историю, важнейшую из общественных наук, в школах и высших учебных заведениях преподают по остаточному принципу. Образно и талантливо рассказать и на всю жизнь (а не на краткий период) заинтересовать историей России - большой научный труд, который требует значительных временных, материальных и иных затрат. Многие преподаватели истории и обществознания хотели бы сделать больше своими силами, но не имеют для этого элементарных возможностей.
8. Старшее поколение, пережившее все кровавые испытания XX столетия, с которыми не сталкивалась ни одна нация в мире, наши прадеды и деды, это живая память, наша общая гордость и боль. Настоящие национальные герои с каждым годом незаметно покидают нас и сами становятся частью нашей истории. Нам в наследство остаются память об их подвигах и моральный долг перед ушедшими поколениями. Ветераны Великой Отечественной Войны уже сегодня явление уникальное. Они есть, но их все меньше и меньше. Именно поэтому мы должны уделять им больше внимания, фиксировать их свидетельства о пережитых событиях. Еще одна наша задача - не только зафиксировать, но и сохранить накопленные знания от идеологической ржавчины, которая так укоренилась в российском обществе за два десятилетия. Нам необходимо четко расставить наши исторические приоритеты и решительно отделить нашу историческую правду от навязанных идей извне. Это наш главный моральный долг. Дорога каждая крупица исторической памяти, она на вес золота. Завтра может быть слишком поздно. Память о предках, подаривших нам жизнь, великую страну и великую историю, возможность смотреть на окружающий мир своими глазами, священна, неприкосновенна и достойна самого внимательного и бережного отношения. На смену ветеранам Великой Отечественной Войны встанут участники всех более поздних войн и вооруженных конфликтов, где национальным и геополитическим интересам СССР и Новой России угрожала или угрожает реальная опасность. Забытый полк - не метафора, а суровая правда нашей жизни. Так не должно быть.
9. Молодежь практически не востребована в современной жизни. В особенности, этот тезис актуален в сфере занятости. Многим работодателям проще иметь дело с более взрослыми и опытными сотрудниками, которые готовы терпеть многое, чтобы не оказаться без работы и минимальных средств к существованию. Многие молодые люди правильно понимают эту проблему и ищут новые, мобильные формы трудоустройства. Но большинство негласно обвиняет во всем "стариков", которые, по их мнению, занимают рабочие места и не заинтересованы ни в каких изменениях. Это и порождает социальное отчуждение между поколениями. Таким образом, политический тезис о том, что Новая Россия это страна возможностей пока остается на уровне теории.
III. ПУТИ РАЗВИТИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
1. Единый государственный стандарт преподавания истории и общественных наук на всех уровнях, с акцентом на патриотическое воспитание молодежи, и жесткий государственный контроль за их исполнением.
2. Единые учебники и единая, открытая для общественности электронная информационная база по общественным наукам.
3. Активная патриотическая работа с привлечением ветеранов, политиков, общественных деятелей.
4. Четкая государственная концепция консолидированной национальной молодежно-патриотической политики.
5. Государственные и частные инвестиции в социальный сектор (образование, наука, здравоохранение).
6. Повышение престижа военной и государственной службы.
7. Повышение престижа профессии педагога, преподавателя и научного сотрудника.

Список литературы
Зорькин В. Конституционный вектор России. 20 лет реализации Основного Закона страны // Российская газета. 21 ноября 2013. N 263 (6239). С. 8.
RUSSIA, PETERSBURG, PATRIOTISM (IT IS DEVOTED TO VETERANS ?OF THE GREAT PATRIOTIC WAR)

A.V. Valouev, Doctor of Science, Honoris Causa, Professor
The Russian Academy of Natural History (Saint Petersburg), Russia

Abstract. The goal of this article is to define the author`s conception of patriotism, the main problems of patriotism development, its role in a political framework of St. Petersburg and modern Russia
Keywords: St. Petersburg, Russia, patriotism, Homeland, Motherland, society, political development, national identity, national idea
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован