Эксклюзив
06 марта 2015
3831

Владимир Гамза: В Деловой России рассмотрели вопросы совершенствования законодательства о банковских гарантиях для обеспечения исполнения госконтрактов

Заседание Комитета "Деловой России" по финансово-кредитному обеспечению бизнеса состоялось 05 марта 2015 года.

Заседание провел сопредседатель Комитета Владимир Гамза.

В заседании комитета приняли участие: вице-президент Деловой России Николай Остарков, зампред комитета, управляющий партнер Инвестиционно-консалтинговой группы "FIRST" Алексей Порошин, вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов, зампред правления Агентства кредитных гарантий Ирина Лоскутова, председатель правления АКБ "Северо-Восточный Альянс" Василий Головинский, генеральный директор Ассоциации магистров оценки Елена Петровская, финансовый директор ООО "Группа СТАН" Ильгиз Баймуратов, генеральный директор Gosbroker.ru Ярослав Елизаров, директор по работе с органами власти и общественными организациями En+ Group Дмитрий Пономарев, вице-президент НСБанка Анатолий Конобеев, зампред правления Евроситибанка Дмитрий Бялый, заместитель директора ЭТАЛОН-инвеста Елена Смаковская, директор проекта департамента поддержки малого и среднего предпринимательства Внешэкономбанка Илья Антипов и др.

С основным докладом "Финансовые инструменты исполнителей госконтрактов" выступил Алексей Порошин. Он выделил следующие основные вопросы обеспечительного использования банковских гарантий по госконтрактам:

1. "Непреодолимость" получения банковской гарантии сильно преувеличена. Текущие условия банков - 2,5-3,5% годовых без залогов. Несмотря на заявления отдельных компаний, анализ предложений основных банков на рынке банковских гарантий показал, что для качественных компаний с опытом работы тарифы на банковские гарантии варьируются от 2% до 3,5% без залогов, что при размере гарантии в 30% от стоимости контракта составляет менее 1% от стоимости контракта. Сравнимо со стоимостью страхования гражданской ответственности. При этом многие банки не требуют для крупных гарантий оплату вперед, а допускают оплату в рассрочку.
2. Легитимные гарантии только с 01.04.2014. С введением единого Реестра банковских гарантий по 44-ФЗ с 01.04.2014 впервые за все время существования закупок механизм обеспечения исполнения контрактов стал не формальной "бумажкой", легко покупаемой у "технических" страховых (до августа 2010 года), сомнительных "поручителей" (до августа 2012 года) или небольших банков, которые проводят эти гарантии "мимо" баланса банка и не платят по ним заказчикам (до 01.04.2014), а реальным инструментом, защищающим бюджетные средства от недобросовестных исполнителей.
3. Саморегулируемый механизм отсекает "однодневки". Помимо прямого обеспечительного назначения, необходимость получать гарантии является еще и своего рода "фильтром", отсекающим сомнительных исполнителей еще на этапе заключения контракта, т.к. сомнительным компаниям банк гарантию не выдаст, следовательно, и контракт такая компания не заключит. А если банк и выдаст гарантию, то под такие залоги и обеспечения, что исполнителю выгоднее исполнить даже невыгодный контракт, чем терять залог.
4. Последствия отмены механизма обеспечения. Если обеспечение исполнения контрактов отменить или существенно снизить, то мы с большой вероятностью снова "наступим на грабли" - на рынок закупок снова вернутся мошенники, т.н. "тендерные рейдеры" (которые выходят на торги и демпингуют, пока не победят). Такая готовность максимально снизить цену объясняется простыми целями. Для контрактов с авансом мошенникам необходимо только получить аванс и вывести средства в неизвестном направлении. Для контрактов без аванса - создать для заказчика безвыходную ситуацию, при которой заказчик не сможет исполнять контракт и будет вынужден идти на сговор с такими "рейдерами".
Полный текст доклада А.Порошина в приложении.
В своем выступлении Ярослав Елизаров отметил, что реестр банковских гарантий в рамках 44-ФЗ - это реально работающий превентивный механизм, который не допускает недобросовестных и неблагонадежных исполнителей к госзакупкам на стадии участия. В нем реализованы два важнейших для госзаказа механизма: защита бюджетных средств и возмещение убытков при неисполнении госконтракта и оценка благонадежности исполнителя, добавил он. По данным компании Gosbroker.ru, работающей с рядом банков, специализирующихся на гарантиях в сегментах малых (до 20 млн. руб.) и средних (от 20 до 100 млн. руб.) гарантий, не наблюдается каких-либо сложностей с их получением, особенно для компаний, имеющих опыт исполнения контрактов и аккуратно ведущих финансовую отчетность своих организаций. Срок оформления гарантий составляет от 3 до 10 рабочих дней, а доля отказов банков по обращениям не превышает 30%.
Полный текст доклада Я.Елизарова в приложении.
Ирина Лоскутова подробно рассказала о направлениях деятельности ОАО "НДКО "Агентство кредитных гарантий", взаимодействии Агентства с кредитными организациями и их клиентами - принципалами по гарантиям, формировании в России национальной системы гарантийной поддержки бизнеса.
Предстоящим с 1 июня 2015г. значительным изменениям гражданского законодательства по институту гарантии посвятил свое выступление Олег Иванов. В связи с этим он отметил целый ряд вопросов, которые необходимо решить в срочном порядке: внести необходимые изменения в нормативные документы, регулирующие процессы предоставления банковских гарантий, стандартизировать формы и процедуры получения банковских гарантий, определить соотношение понятий банковская и независимая гарантия, отрегулировать вопросы синдицирования гарантий.
Выступившие руководители кредитных организаций Анатолий Конобеев, Дмитрий Бялый, Василий Головинский и другие участники заседания отметили необходимость совершенствования системы обеспечительных мер по госконтрактам, но без разрушения его цивилизованного состояния, а также необходимость комплексного решения банками вопросов финансового и гарантийного обеспечения участия их клиентов в госконтрактах. Главное сейчас - не разрушить, а совершенствовать уже сложившийся легитимный и конкурентный рынок реализации государственных контрактов.

Участники дискуссии предложили, в частности, следующие меры:

1) смягчить требования ЦБ по резервам под гарантии без аванса или с оплатой более 30% цены в конце срока исполнения контракта;
2) дать возможность не требовать обеспечения исполнения контракта для крупных контрактов (от 500 млн. руб.), так как их реализацией занимаются известные крупнейшие корпорации;
3) дать возможность не требовать обеспечения исполнения контракта для закупок таких типов товаров, работ и услуг, при проведении которых заказчик вправе требовать от компании исполнителя наличия различных специальных лицензий и разрешений, получение которых требует от компании существенных затрат, опыта, квалифицированного штата сотрудников и страхования ответственности.
Подводя итоги заседания, Николай Остарков отметил необходимость существенно расширить тему обеспечительных финансовых и гарантийных мер реализации госконтрактов, найти особый, необременительный вариант гарантирования для малого бизнеса, сформулировать четкую и аргументированную позицию Деловой России против отмены гарантийного механизма обеспечения исполнения госконтрактов.

Члены Комитета приняли решения:

- поручить сопредседателю Комитета Владимиру Гамзе сформулировать и согласовать позицию Деловой России по обсуждавшимся вопросам и довести ее до сведения федеральных органов законодательной и исполнительной власти;
- образовать при Комитете рабочую группу под руководством заместителя председателя Комитета Алексея Порошина для ежемесячного обсуждения актуальных вопросов совершенствования гарантийного механизма обеспечения исполнения госконтрактов в свете предстоящих изменений гражданского законодательства.

Приложения:
А.Порошин Финансовые инструменты исполнителей госконтрактов
Я.Елизаров Обеспечение исполнения госконтрактов

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован